Воспитатель Гамагина Галина Ивановна МБДОУ Детский сад "Тополёк" с.им.9 Января

Занятие

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей/подготовительной группе

«Волшебная сила магнита»

Цель: расширить и уточнить знания детей о свойствах магнита, путем проведения опытно экспериментальной деятельности.

Задачи:

Обучающая задача: учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.

Развивающие задачи: развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей. Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать.

Воспитательные задачи: заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения, воспитывать навыки сотрудничества и взаимопомощи.

Формирование словаря (магнитное поле, магнетизм, полюса, притягивать.)

Планируемые результаты:

- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками;

-проявление любознательности и развития интереса к явлениям природы;

- умеет наблюдать и экспериментировать, делать простейшие обобщения;

-использует разные способы исследования предметов, включая простейшие опыты.

Предварительная работа: Чтение рассказа Н.Адамова «Путешественники»; просмотр презентации «Планеты – магнитные гиганты»

Оборудование и материалы: сундучок, конверт с письмом, магниты разного  размера, скрепки, лист бумаги, две пластмассовые машинки, стаканы с водой, коробка с мелкими предметами из разных материалов, карточки с применением магнита в быту.

Ход занятия:

Вводная часть

Действие происходит в группе, оборудованной под лабораторию. На столе стоит сундучок, рядом с которым лежит письмо.

Воспитатель: Здравствуйте дети! Присаживайтесь. Посмотрите, что я нашла.

(воспитатель берет сундук, но открыть не может) .

Давайте откроем конверт, я думаю, в нем будет подсказка.

В конверте письмо с посланием.

Послание:

«Привет ребята. Я профессор Почемучкин. Я самый любопытный и любознательный ученый в мире. Очень хотел сделать вам подарок, вот он в этом сундучке. Но не все так просто, сундук можно открывать только самым умным и находчивым детям. Вам нужно найти ключ и открыть замок, а помогут вам волшебные свойства магнита. Удачи вам ребята!»

Воспитатель: Вот это задачку нам подкинул профессор Почемучкин!? Вы знаете, что такое магнит? (ответы детей). Это тело, способное притягивать железные и стальные предметы. Слово "магнит" — получило  название по древнему городу Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты с помощью сплава магнитных руд- такие магниты называются искусственными.

Для того, чтобы узнать какие такие секреты хранит магнит, нам нужно провести опыты, как настоящие ученые. Опыты проводят в лаборатории, но чтобы пройти в лабораторию нам нужно повторить правила безопасности.

(дети вспоминают правила безопасности)

1. Не кричать.

2. Нельзя пробовать на вкус незнакомые вещества.

3. Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.

4. Каждую вещь нужно класть на место.

5. Работать нужно дружно.

Дети  подходят к первому столу, на котором лежит большой магнит.

Основная часть

Воспитатель: чтобы узнать о волшебных свойствах магнита, нам нужно познакомиться с ним поближе.

Дети берут в руки магнит.

(Магнит это тяжелый камень, поверхность его холодная, гладкая….)

Воспитатель:

Это - магнит, он магнитным полем обладает

И сил у него на многое хватает.

Хотите увидеть магнитное поле?

Проделаем простенький опыт.

И так коллеги приступим.

Опыт 1: «Магнитное поле»

Нам понадобится: магнитная стружка, магнит.

В прозрачной коробке стружки лежат.

Начнем водить магнитом-

Они задрожат.

Их магнитное поле ведет за собой,

Магнит убираем-

И снова покой.

(воспитатель показывает опыт и дает детям повторить его.)

Вывод: магнит имеет магнитное поле.

Воспитатель: Как вы думаете, какой магнит сильнее - большой или маленький? (ответы детей). Давайте проведем еще один опыт.

Опыт 2: «Чем больше магнит, тем больше его магнитное поле»

Нам понадобится: магнит большой и маленький, скрепки.

Дети делятся на две команды и прикладывают к магниту скрепки, чтобы получилась цепочка

Сколько скрепок притянул маленький магнит? Сколько скрепок притянул большой магнит? Какой магнит сильнее?

Вывод: большой магнит сильнее, так как он притянул больше скрепок.

Воспитатель: но магнит не только притягивает, но и отталкивает. У магнита есть два полюса: северный и южный, одинаковые полюса отталкиваются, а разные притягиваются.

Опыт 3: Взаимодействие двух магнитов» (два магнита с указанием полюсов синий и красный)

Нам понадобится:  две пластмассовые машинки и два плоских магнита.

Магниты закрепляются так, что машинки притягиваются друг к другу. После магниты переставляются, чтобы машинки отталкивались.

Воспитатель: «А что произойдет, если поднести два магнита друг к другу

Дети проверяют, поднося один магнит к другому (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся). Один конец называется южным или положительным полюсом магнита, другой конец - северным (отрицательным) полюсом магнита. Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.

(Вывод: у магнита два полюса.)

Опыт 4.«Действует ли магнит через другие материалы?»

Нам понадобиться: магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань.

Воспитатель: “А может магнит действовать через другие материалы: бумагу, ткань” Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод.

(Магнит может притягивать через бумагу, ткань)

В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.

Воспитатель: “Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия?

(Магнит может действовать через стекло и воду.)

Физкультминутка.

Воспитатель - магнит, дети - различные предметы (получают картинки с изображением металлических и неметаллических предметов). При появлении магнита (воспитателя) железные предметы (дети) притягиваются (бегут к воспитателю, преодолевая препятствия на своем пути), а остальные дети (имеющие карточки с неметаллическими предметами) остаются на месте и делают наклоны в стороны.

Воспитатель: Какие предметы притягивает магнит? А какие нет?

Воспитатель: Ребята, подскажите, а где в группе мы встречаемся с магнитом и видим его волшебные свойства? (ответы детей: магнитная азбука, магниты для доски.)
Воспитатель: (показывает карточки с использованием магнитов) - Магниты используют в разнообразных игрушках и электроприборах:
• Наушники
• Колонки от музыкального центра
• Телефонная трубка
• Звонки, которые находятся на входных дверях,
• В дверцах холодильника,
• Даже на банковской карте есть магнитная полоса
• В медицине.

Воспитатель: мы так увлеклись изучением свойств магнита, что забыли о нашем сундучке, который нам подарил профессор Почемучкин. Нам нужно найти ключ. (воспитатель обращает внимание на коробку в которой находятся различные предметы)  Как же мы найдем ключ,  от нашего сундука? Помните, Почемучкин говорил, что нам поможет магнит?

Игра «Рыбалка»

Опыт 5: «Какие предметы притягивает магнит

Нам потребуется: магнит, коробка с мелкими предметами из разных материалов.

Дети проводят магнитом над коробкой и находят железный ключ

Вывод: магнит притягивает только металлические предметы.

Заключительная часть

Воспитатель: вот мы с вами нашли ключ. Но прежде чем я открою этот сундучок, давайте повторим все, что мы с вами сегодня узнали о волшебной силе магнита.

Магнит имеет магнитное поле

Сила магнита зависит от его размера

Магниты не только притягиваются, но и отталкиваются

Магнит притягивает только железные предметы

Магнит притягивает металлические  предметы через другие материалы.

Воспитатель: молодцы ребята! (открывает сундук, а в нем набор для экспериментирования). Мы справились с заданием. (Воспитатель обращает внимание детей на письмо в сундуке)

Послание в сундуке:

«Ребята, вы такие молодцы! Я знал, что вы справитесь. Ждите мои новые испытания. До свиданья!»

 

26 октября 2018 в 18:41

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.