Воспитатель Гамагина Галина Ивановна МБДОУ Детский сад "Тополёк" с.им.9 Января

Занятие "Как хлеб на стол пришёл..."

Цель: Формировать представления детей о последовательности производства хлебных изделий: зерно-колос-уборка-мука-тесто-хлеб.

Задачи:

1. Образовательные

· Сформировать представление детей о последовательности производства хлеба.

· Расширять представления детей о профессиях, связанных с производством хлеба (хлебороб, комбайнер, пекарь)

· Закрепить знания детей о том, что хлеб – один из самых главных продуктов питания в России.

2. Развивающие

· Развивать речь, воображение, память.

· Развивать умение отвечать на вопросы, вести диалог.

3. Воспитательные

· Воспитывать уважение к хлебу, как к продукту, особо почитаемому людьми.

· Воспитывать уважение к труду людей профессии которых связаны с выращиванием и изготовлением хлеба

Словарь (лексический минимум)

Существительные: колос, зерно, мука, пшеница, мельница, хлебороб, комбайн, хлебопекарня, пекарь, хлебзавод, тесто, хлеб, хлебница.

Прилагательные: спелый, зрелый, налитой, золотой, пшеничный, ржаной, черный, белый, мягкий, пышный, душистый, свежий, пахучий, ароматный.

Глаголы: выращивать, пахать, сеять, созревать, наливаться, молотить, косить, убирать, жать, печь, готовить, замешивать, выпекать.

Предварительная работа: Заучивание пословиц, загадок о хлебе, чтение литературных произведений по теме «Колосок», М.Пришвин «Лисичкин хлеб», И.Сенченко «Хлеб святой».

Просмотр презентаций по теме.

Оборудование: сказочный персонаж домовенок Кузя (кукла), дидактическое пособие «От куда хлеб пришёл…» , схемы с изображением последовательности приготовления хлеба, мяч.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Вид детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель: Ребята, у меня сегодня такое хорошее настроение я очень хочу с вами им поделиться. Можно?

Давайте дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Мы пожмём друг другу руку,

Побежит тепло по кругу.

Ребята, закройте глаза, почувствуйте, как мое хорошее настроение передается теплом ваших рук.

(Воспитатель достает и ставит на стул игрушку домовенка)

-Ребята, посмотрите вот так гость у нас! Это же домовой Кузя. Только у нашего гостя что -то с настроением. Почему грусть в глазах? Смотрите, ребят, застеснялся наш домовенок. Может мне на ушко скажешь почему такой расстроенный?

(Передает слова домовенка)

Воспитатель: Ой, беда, беда, огорчение!  Пригласил Кузьма сегодня в гости своего друга Нафаню, стол накрыл, спохватился, а хлеба нету! А без хлеба за стол не садятся.

Ребята, как помочь Кузе? Где мы с вами можем хлеб взять?

(Ответы детей- купить в магазине)

Воспитатель: Вот Кузьма говорит, что ходил в магазин. Нет там хлеба. Как еще можно помочь? (ответы детей – испечь самим) Может ты сам испечешь? Вот домовенок мне отвечает, что не знает, как печь хлеб и вообще откуда он берется? Сколько вопросов у нас накопилось.  Может мы вместе найдем на них ответы  и Кузе поможем?

У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни голова!». Трудно, просто невозможно представить себе нашу жизнь без хлеба, булочек, пирожков. Кто знает, из чего все это делают? (из муки) Что такое мука, из чего ее получают? (ответы детей)

Воспитатель предлагает детям подойти к столу. На столе на разносе лежат зерна пшеницы.

Воспитатель: Муку получают вот из таких зёрен, которые лежат у нас на разносах. Рассмотрите их внимательно. Обратите внимание что зерна круглые, разного размера – это зерна пшеницы, хлебного растения. Кто-нибудь видел, как выглядят эти растения? Я вам принесла.

Педагог показывает колоски пшеницы.

Это колоски пшеницы.

Положит в землю Человек зерно,

Прольется Дождь – зерно орошено.

Крутая Борозда и мягкий снег

Зерно укроет на зиму от всех.

Весною Солнце выплывет в зенит

И новый колосок позолотит.

Колосьев много в урожайный год,

И человек их с поля уберет. (Я.Аким)

Что бы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить пшеницу, потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы.

Давайте отправимся на поле, где собираются вырастить хороший урожай хлеба. (подходят к доске на которой расположены картинки)

Что нужно, чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю)

Чтобы получить много зерна, засевают огромные поля. Эти поля помогают вскапывать и рыхлить техника. Весной на поле выезжает трактор с бороной и (Как вы думаете что делает?) рыхлит землю. (Воспитатель задает детям наводящие вопросы по мере своего рассказа, для того чтобы отвечая на них дети сами нашли ответы на поставленные вопросы)

Затем в распаханное поле выходят сеялки (Что делают сеялки?). Зерна надо сеять в положенный срок.  Если посеять их раньше или позже положенного срока, они могут не прорасти. Все лето созревают зерна в колосьях. Давайте мы с вами представим, что мы тоже маленькие зернышки.

Физминутка:

В землю зернышко попало (дети приседают)

Прорастать на солнце стало (Руки над головой)

Дождик землю поливал, и росточек подрастал (дети медленно встают)

К свету и теплу тянулся, и красавцем обернулся (Встают на носочки, наклоны в разные стороны)

Вернемся в наше поле. Вот наши зерна созрели и на поле выходят комбайны. На комбайне работает комбайнер. (Что они будут делать?) Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины.

Колосочки поспевают,

Комбайнеры выезжают,

Быстро и дружно

Убрать нам хлеб нужно!

Машины везут зерна на мельницу. Там их растирают – мелют. Получается мука. Но не все зерна отвезли на мельницу. Часть зерен, самые лучшие и крупные, оставили, чтобы посеять в следующем году.

Дальше муку везут на хлебзавод. Мука бывает пшеничная и ржаная. Из пшеничной муки выпекают белый хлеб- пшеничный, из ржаной муки пекут черный хлеб - ржаной.

На хлебзаводе в работу вступают пекари, они из муки замешивают тесто. Давайте и мы замесим тесто. Я предлагаю поиграть в шуточную игру «Замесим тесто»

Игра малой подвижности «Замесим тесто»

Ой, ладушки – ладушки.

Мы печём оладушки (хлопки ладонями)

Замешиваем тесто, (имитируют помешивание по кругу)

А тесту в миске тесно «пыф-пыф»

 Тесто выпало на стол «хлоп» (хлопок по коленям)

Тесто шлёпнулось на пол «шлеп» (присели)

Тесто убежало

Начинай сначала (легкий бег на месте)

Готовое тесто, поднявшееся, прошедшее все этапы подготовки, отправляют в печь. В печи завершается создание чуда – выращенные зернышки превращаются во вкусный ароматный хлеб.

Теперь вы знаете, что каждая крошка хлеба – это огромный труд. И это труд не одного человека, а большого количества людей разный профессий: трактористов, комбайнёров, сотрудников мукомольного завода, пекарей.  Поэтому русский народ всегда очень бережно относится к хлебу.

Не зря про хлеб сложено много пословиц, поговорок.

«Без хлеба – нет обеда!»

«Хлеб – батюшка, вода – матушка»

«Будет хлеб – будет и песня»

«Хлеб – всей жизни голова!»

Славится он первым на земле,

Ставится он первым на столе!

Ребята, мы с вами ответили на вопрос откуда приходит хлеб, но совсем забыли о беде нашего домовенка. Чем Кузя будет угощать своего друга? В начале нашего занятия вы мне сказали, что хлеб можно испечь. Я хлеб не покупаю в магазине, а пеку сама, в хлебопечке. Давайте покажу как это делается. А вы мне поможете и конечно поделимся с Кузей.

(Ставим хлеб в хлебопечке, дети помогают закладывать продукты)

Ну вот, Кузя, как только испечется хлеб мы с тобой поделимся.

Кузьма нас благодарит за помощь и прощается.

А пока наш хлеб печется давайте поиграем.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

1. «Что сначала, что потом?»

Дидактическая задача. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи.

Игровое действие. Последовательное выкладывание схем. Объяснение.

Материал. Схемы с изображением зерна, колоса, муки, теста, хлеба, поля.

Ход игры. Педагог предлагает детям выложить схемы в том порядке, в каком хлеб попадает к нам на стол. Что делают в начале? (пашут землю, сеют зерно)  Что происходит потом? (из  зерна вырастаю колосья, их скашивают комбайнами, мелют муку, замешивают тесто, пекут хлеб)

После того как дети последовательно выложат схемы, предложить им объяснить свои действия.

2. «Назови семью»

Дидактическая задача: упражнять детей в образовании родственных слов.

Материал: мяч

Ход игры:

Педагог спрашивает и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает и возвращает мяч.

Назовите хлеб ласково (Хлебушек) Как называется посуда для хлеба? (Хлебница) Назовите человека, который выращивает хлеб? (Хлебороб) Человек, который печёт хлеб? (Хлебопёк). Завод, где выпекают хлеб? (Хлебзавод) Как называется хлеб из ржи? ( ржаной). Хлеб из пшеницы? (пшеничный). Как называется поле с пшеницей? (пшеничное). Поле с рожью? (ржаное).

 

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами ответили на все вопросы, которые возникли у нас в начале нашего занятия. Вам понравилось самим находить эти ответы? Что интересного вы сегодня узнали? Что больше всего вам понравилось? А сейчас мы улыбнемся. Крепко за руки возьмемся. И друг другу на прощанье мы подарим пожеланье….

-Не берите больше хлеба, чем можете съесть.

- Не крошите его за столом, не сорите хлебом.

-Никогда не выбрасывайте хлеб!

- Хлеб берут только чистыми руками!

 

 

 

 
15 марта 2020 в 19:28

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.